Пятница, 29.03.2024, 04:24
Главная Регистрация RSS
Приветствую Вас, Гость
Меню сайта
Категории раздела
Новости [163]
Всё о работе библиотеки
Анонс [218]
Объявления о мероприятиях
Прочитали и Вам советуем [49]
О нас пишут [3]
Стихи наших читателей и друзей библиотеки [4]
Мастер-класс:"Поделись умением своим" [230]
Поэт земли Рузской: Дмитриев Н.Ф. [16]
Проект: "Ночь в библиотеке" [40]
Проект: "Моя экскурсия" [12]
Проект:"Будем знакомы" [13]
Краеведение [19]
Литературная гостиная "СВЕТОЧЪ" [117]
Книжные выставки [6]
Клуб английского языка [11]
Проект:"Игротека в библиотеке" [111]
Проект"Игротека в библиотеке", Молодежный клуб "ЛиСа"
Проект "Активное долголетие" [135]
Молодежный клуб "ЛиСа" [27]
Громкие чтения [2]
Библионочи: 2023, 2022, 2020. [22]
К 75-летию Победы! [12]
Краеведение : Верея, Верейский уезд [5]
Деньбиблиотек2020 [18]
Интересные факты о библиотеках и библиотекарях [4]
#ЛетнийОнлайнЛагерь. [5]
Акция "Вспоминая любимые книги..." [7]
31 июля -День вспоминания любимых книг
В мире прекрасного [1]
О артистах театра и кино, художниках.
Галерея новинок [3]
Клуб книголюбов "Листайл" [20]
БИБЛИОКИНОЗАЛ [11]
Проект "Культура для школьников" [3]
Мини-чат
500
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 24
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Май 2020  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей

19:48
Виртуальная экскурсия по городу Верее

Храмы Вереи

Из шести действующих храмов Вереи - один старообрядческий Покровский храм (там крестятся двумя перстами),  остальные пять – старые православные храмы. Это Рождественский собор,

Центральный храм города -собор Рождества Христова, является древнейшим памятником России. Рождественский собор был основан по благословению Митрополита Макария в 1552г. при царе Иване Грозном в честь взятия Казани и в знак отличия верейских ратников при штурме города

 

Ильинская, Богоявленская,

Богоявленская церковь
Церковь эта построена вместо деревянной, сооруженной на старом церковном месте около 1673г.
Кирпичная церковь сооружена на средства купца М.Е. Сидельникова в 1777 г. в стиле барокко.  

 

Входоиерусалимская и церковь Константина и Елены.

 

Церковь Константина и Елены. Сооружена в 1798г. на средства купцов Занегиных

Городу   
 
В буйной зелени и в соловьином пенье,   
Наши подмосковные края,   
Вновь переживает возрожденье   
Древний русский город Верея.   
 
Не меняет лика он старинного,   
Говорят, гудят колокола    
Храма Девы Пресвятой, Ильинского, 
С перезвоном Храма Рождества.   
 
Если с Городища смотришь прямо   
Красота не подобрать слова,   
Храм святых Косьмы и Домиана   
В небо устремляет купола.   
 
К нам грядут большие перемены,   
Сам Всевышний посылает их,   
В храме Константина и Елены   
Лики проявляются святых.   
 
Елена Зиновьева 

Вообще Верея – интересное место для тех, кто интересуется историей религии, для паломников. Так, во Входоиерусалимской церкви

Церковь Входа Господня в Иерусалим. Бывший собор Спасского монастыря, упраздненного в 1764г. в связи с указом Екатерины II об упразднении малоимущих монастырей

находится уникальная, резная икона святителя Николая Верейского.

 

Приезжают в Верею помолиться перед чудотворной иконой Параскевы Пятницы,

это старинный скульптурный образ великомученицы Параскевы , вырезанный из дерева. которая находится в Пятницкой часовне на городской площади.  

 До революции святыня хранилась в приделе Успенской церкви села Набережная Слобода, находящегося примерно в пятнадцати километрах к югу от Вереи. После закрытия этой церкви резной образ перенесли в единственный действовавший в советское время в Верее Ильинский храм. Оттуда в 1999 году икона была торжественно перенесена на нынешнее место в часовню.

  По местному преданию, резная икона великомученицы Параскевы была чудесно обретена в водах реки Протвы в середине XVII века. У летописца церквей Московской епархии В.И. Холмогорова отмечено, что в деревянной Успенской церкви, предшествовавшей каменной, уже имелся придел в честь святой Параскевы: «Слободка Бережная, на реке Поротве, а в слободке церковь во имя Пр. Богородицы Успения с приделом св. великомуч. Параскевы, нарицаемой Пятницы, деревянная клетцки с трапезою и с папертью, крыта тесом…»

Среди значимых икон в процитированном выше документе 1670-х годов указана, возможно, и святыня, хранящаяся теперь в часовне на центральной площади Вереи: «в приделе… местный образ св. великомуч. Параскевы, нарицаемой Пятницы, у образа венец шитой золотной по атласу, гривна резная серебряная позолочена, панагия хрустальная, обложена серебром…»

Деревянные скульптуры святых – достаточно редкое для православного искусства явление, которое, к тому же, дважды запрещалось указами Синода и царского правительства в XVIII и XIX веках. Наибольшее число скульптур или барельефных изображений делали двум святым: святителю Николаю и великомученице Параскеве Пятнице.

 

Первое упоминание о церковной земле Ильи Пророка на посаде Вереи встречается в литературных источниках в 7133 г. (1625 по н. ст.) по писцовым книгам Верейского уезда

Храм пророка Илии в подмосковной Верее в советские годы оставался единственным действующим из пяти городских церквей. Хотя в 1930-е годы и он был закрыт, после Великой Отечественной войны верующим удалось добиться возобновления служб.

С Ильинской церковью связана жизнь знаменитого старца св. Алексия Мечева – основателя  и духовника «маросейской» общины в Москве. В доме старшей дочери рядом с Ильинской церковью отец Алексий отдыхал в летние месяцы. В этом доме в июне 1923 года он скончался от болезни сердца.

Сегодня недалеко от храма открыт святой источник пророка Илии.

Он был настоятелем московского храма святого Николая Чудотворца в Кленниках. Его считали прозорливым и мудрым старцем. Он общался с Иоанном Кронштадским, был духовником известного русского философа Николая Бердяева, предсказал трагическую кончину императору Николаю II. В 2000 году был причислен к лику святых. К дому в Верее, где закончился земной путь проповедника, едут паломники.

А на городском кладбище они приходят на могилу юродивого Илии. Божий человек ходил по домам, просил милостыню, но у плохих людей ничего не брал. Зимой и летом жил в лесу в шалаше. Хоронила его церковь. Надгробие сделано по заказу настоятеля Ильинского храма.

Городок знаменит и древним старообрядческим храмом, где можно услышать необычное пение…

Старообрядческий Покровский храм (там крестятся двумя перстами) - один из шести действующих храмов Вереи.

 

Храм Покрова Пресвятыя Богородицы в ВерееПомимо прочего, в музее представлена большая экспозиция, посвященная старообрядцам (староверам). Ведь до революции Верея была одним из центров старообрядчества. Здесь была подпольная типография старообрядцев. А сейчас в Верее находится единственная на западе Подмосковья старообрядческая церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Храму в 2016 году исполнилось 200 лет. Старообрядческая община здесь существует и сейчас. Это уникальный уголок допетровской Руси. 

Предание гласит, что до 1812 г. в городе Верее был деревянный молитвенный дом во имя Рождества Христова. О времени постройки молитвенного дома записей не сохранилось. В 1812 г. во время наполеоновского нашествия он сгорел.

Троица, поучение, старообрядцы, Верея, о. Иоанн Михеев, служба, Рогожское, Русская Тавра, РПСЦ, Рогожская Слобода, староверы, обычаи, поминовение, поучение, наставление, поминки, Родительская суббота, служба, ЛитияТроица, поучение, старообрядцы, Верея, о. Иоанн Михеев, служба, Рогожское, Русская Тавра, РПСЦ, Рогожская Слобода, староверы, обычаи, поминовение, поучение, наставление, поминки, Родительская суббота, служба, Лития
Внутреннее убранство верейского храма на Троицу

В 1816 г. старообрядцы построили новый каменный молитвенный дом, уцелевший до настоящего времени. Строителями и жертвователями стали купцы Борис Петрович Томилин, Даниил, Михаил, Сергей и Андрей Ивановичи Глушковы, Иван и Георгий Ивановичи Шевелёвы и Георгий Иванович Мартьянов. В те времена старообрядцам не разрешалось строить храмы и совершать богослужение, но правительство смотрело сквозь пальцы на негласное существование новых старообрядческих молелен. Поэтому пришлось построить по наружности простой дом; даже крест на нём не был установлен.

Автор «Очерков поповщины» П.И. Мельников-Печерский пишет об этом молельном доме следующее:

«В тридцатых годах в гор. Верее значится молельная каменная, устроенная наподобие церкви и принадлежавшая всему местному старообрядческому обществу. При ней бывали беглые попы. В тридцатых годах был там поп Иван Петрович Сергиевский, беглый из Александровского уезда Владимирской губернии, о помещении которого на Рогожское кладбище хлопотали у правительственных лиц московские старообрядцы».

  Все 200 лет своего существования храм был открыт, несмотря на преследования.

Как поют старообрядцы

Одна из особенностей культуры староверов – крюковое пение. Оно уникально. Это пение пришло из Византии, оно донотное. Крюки указывают направление движения голоса. Оно не просто украшает богослужение, позволяет голосом выделить особо значимые места в молитве. Крюковая грамота остается неизменной вот уже много веков. Такое пение необычайно для слуха. Оно несет в себе особую одухотворённость. Людей, которые могут петь по крюкам, очень мало. В верейском старообрядческом храме многие прихожане таким искусством владеют, и молодые люди эту технику перенимают.

Туристы специально приходят на службы, чтобы послушать это уникальное пение. 

Во время молитвы прихожане Покровского храма, как и все старообрядцы России, используют лествицу - разновидность четок. Это плетеная кожаная лента, сшитая в виде петли.

В старообрядческом храме также можно увидеть небольшие подушечки, сшитые из разноцветных лоскутков - подручники. Земные поклоны старообрядцы кладут на подушечки. Это необходимо для поддержания чистоты рук.

Историко-краеведческий музей Вереи сотрудничает со старообрядческой церковью. По словам его директора Юрия Комарова, многие считают, что старообрядцы очень закрыты, но это не так.

«Мы хотим, чтобы люди знали историю старообрядчества. Многие в советское время считали, что старообрядцы – это сектанты. И немногие знают, что русская церковь отменила те проклятия на старообрядцев. В 80-е годы прошлого столетия Собор это окончательно подтвердил. Он признал все их традиции, все, что существовало в старообрядческой церкви», - рассказывает директор музея Юрий Комаров. 

По его словам, во времена гонений жертв среди староверов было очень много. Что только со старообрядцами не делали - их даже сжигали. 

«Я наблюдаю, как идут процессы объединения двух церквей. И некоторые процессы меня даже шокируют в положительную сторону. Я смотрел по телевидению недавно выступление одного из замов патриарха Кирилла. Он говорил о том, что старое пение, т. е. крюковое, более отражает суть молитвы. И это пение сейчас внедряется в монастырях. Раньше это было абсолютно нереально, чтобы такие слова прозвучали из уст высокого руководителя РПЦ», - отмечает Комаров.

Источники:

https://mosregtoday.ru/istorii-svyatyn-podmoskov-ya/chasovnya-paraskevy-pyatnicy-v-veree/

Категория: Краеведение : Верея, Верейский уезд | Просмотров: 440 | Добавил: Лана | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]