Пятница, 19.04.2024, 19:48
Главная Регистрация RSS
Приветствую Вас, Гость
Меню сайта
Категории раздела
Дороховская детская библиотека [20]
Новости
Краеведение. Из истории Рузского района [1]
Поселок Дорохово. История [0]
История. Верейский уезд [2]
Материал по истории населенных пунктов Верейского уезда. Воспоминания людей связанных с верейским уездом.
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 24
Мини-чат
500
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Усадьба Смирновых (Россия, Московская область, Рузский район, Землино).

Подмосковное поместье одного из пяти сыновей спиртозаводчика Петра Арсеньевича Смирнова, и продолжателя его дела — Владимира Петровича.

Смирнов Пётр Арсеньевич (1831—1898) — виноторговец и винопромышленник, московский и петербургский (с 1892 г.) 1-й гильдии купец, коммерции-советник, учредитель (1893 г.) и директор Товарищества водочного завода, складов вина, спирта и русских и иностранных виноградных вин П.А. Смирнова в Москве, член Московского комитета попечительства о бедных, почётный член Московского совета детских приютов ведомства императрицы Марии Фёдоровны, попечитель Александро-Мариинского женского училища, почётный член попечительского совета Московской глазной больницы, попечитель Иверской общины сестёр милосердия, староста Благовещенского и Верхоспасского соборов Московского Кремля 1870-е гг.).

Краснокирпичный дом времён эклектики, с широким применением в отделке белого камня, безжалостно переделан.

 

Объявление 1900-х гг. о продаже имения Шелковка

Редкая усадьба в 8-ми верстах от Рузы и 13 верстах от ст. «Шелковка». 15 дес. большей частью лес — 30-50 лет. ; Фруктовый сад 2 дес. Декоративные посадки 1 дес. Дом с башней (зимний), 2 флигеля, оранжерея, надворные постройки, живой и мертвый инвентарь. 3 рыбных пруда, ручей, Москва-река в 1 версте. В доме обстановка и посуда. Цена 25 тыс руб.

----------------------

"Установить точно, какому архитектору было отдано предпочтение при строительстве Шелковки, пока не удалось. В ансамбль новой благоустроенной усадьбы вошли дом с парком, служебные и жилые строения, дом доктора, оранжереи и теплицы, конюшни с манежем, кузница, прачечная и баня. Имелись также коровник, свинарник, птичник. В усадьбе была электрическая подстанция и лодочная пристань.

Барский дом стал центром ансамбля. Он был задуман в готическом стиле и поражал своей оригинальной архитектурой и асимметрией. Лицевой фасад дома на высоком цоколе со стороны парка был одноэтажным, дом со стороны заднего фасада — двухэтажным. Цветовое решение дома основывалось на сочетании красного цвета кирпича с белым декором цоколя, карнизов, наличников, горельефов, порталов.

      

1. Владимир Петрович Смирнов, фото 1904 г.

2. Отец Владимира Петровича Смирнова — Петр Арсеньевич, 1897

3. Мать Владимира Петровича Смирнова – Мария Николаевна, 1875

4. Владимир Петрович Смирнов с женой Александрой Павловной и сыном Володей в Шелковке, 1901

5. Владимир Петрович Смирнов с сыном Володей, 1902

6. Александра Павловна Смирнова с сыном Володей, 1902

7. Усадьба Шелковка. Семья Смирновых и её гости – М.П. Блюменталь-Тамарина и В.И. Немирович-Данченко (?), 1907

8. Усадьба Шелковка. Парадный подъезд главного дома имения, 1905

9. Усадьба Шелковка. Володя Смирнов в саду перед главным домом имения, 1911

10. Усадьба Шелковка. Сад перед барским домом, 1911

11. Усадьба Шелковка. Парковый фасад главного дома, 1905

12. Усадьба Шелковка. Главный дом после реконструкции, 1905

 

Доминантой паркового фасада являлся парадный вход. К нему вела широкая пологая лестница с балюстрадой, украшенной мраморными грифонами и вазонами. Портал имел стрельчатую форму. Громадные двери парадного входа представляли собой витражи из цветного стекла, закрепленного ажурными металлическими конструкциями. Цветными витражами были оформлены также вход в здание с заднего фасада и большинство окон дома. Это создавало внутри особняка особую цветовую среду. Парковый фасад с левой стороны венчала двухэтажная башня с четырехгранным шатровым верхом.

Окна по сторонам парадного входа лицевого фасада были различны по ширине проемов, форме, оформлению карнизов и наличников. Фасады дома в начале 1900-х годов подверглись некоторой корректировке, в результате чего в 1905 г. окна с правой стороны портала стали одинаковыми, а задний фасад — двухэтажным с окнами в основном прямоугольной формы со своим оформлением карнизов, наличников. «Тяжеловесные» карнизы с «легкой» стрельчатостью характерны для окон левого крыла первого этажа здания.

Портал парадного подъезда в правом крыле представлял собой белоснежную арку с тремя подковообразными пролетами и зубчатым резным верхом. Сложный карниз, опоясывающий весь верх особняка, был выполнен также в виде зубчатой узорчатой кладки белого цвета и по всему периметру украшен башенками.

Сохранились некоторые сведения об интерьерах дома. Анфилада комнат с мебелью из ценных пород деревьев, каминами были оформлены в разных стилях. В большом круглом вестибюле стояло чучело громадного медведя, державшего в лапах поднос. Мебель в двусветной столовой, обитой тисненой кожей, была выдержана в готическом стиле В глубине столовой с ее большим овальным столом наверху были хоры, поддерживаемые красивыми консолями и волютами. На хорах во время парадных обедов или приемов знаменитых гостей играл приглашенный из Москвы оркестр. На стенах в дорогих рамах висели старинные картины, зеркала, художественно выполненные фотографии владельцев имения и их родителей. Интерьер украшали изделия из серебра, бронзы, фарфора, камня, дерева, слоновой кости, привезенные из разных стран мира (люстры, канделябры, подсвечники, бра, статуэтки и т.п.)

Собаки, кошки, певчие птицы, попугаи были неотъемлемой частью интерьера дома. За ними присматривали специально нанятые для этого люди, а лечил приглашенный из Москвы ветеринар. В семье часто рассказывали, как маленький сын Владимира Петровича Володя доедал за его любимой собакой по кличке Фея печенье, которое он вынимал из ее пасти.

Приусадебная территория была обнесена кирпичной оградой в стиле дома. Въезд в усадьбу находился со стороны правого торца заднего фасада. Въездные ворота представляли собой изящную чугунную решетку между массивными столбами, на которых стояли ажурные металлические светильники. Светильники меньшего размера были установлены по всему периметру ограды.

Перед главным фасадом особняка простирался пейзажный парк с элементами регулярного. Аллеи обрамляли мраморные статуи и вазоны. Все это сочеталось с клумбами с редчайшими цветами, действующими фонтанами. Из запруженных притоков речки Таруссы был устроен каскад прудов, в которых разводили рыбу. В центре самого большого из них соорудили насыпной островок с беседкой, окаймленный «плакучими» ивами. (К.В. Смирнова, Т.И. Вознесенская. Семейная хроника подмосковной Шелковки Смирновых//Русская усадьба в. 12 (28), М., 2006).

 

Вся эта красота исчезла. На территории усадьбы Смирновых бездействующая лесопилка, парк застроен частными домами...

Автор Наталья Бондарева.

Литература:

К.В. Смирнова, Т.И. Вознесенская. Семейная хроника подмосковной Шелковки Смирновых//Русская усадьба в. 12 (28), М., 2006

Материал с сайта Натальи Бондаревой: http://nataturka.ru/muzey-usadba/smirnoff.html

 

 

 

Заброшенный парк усадьбы В.П.Смирнова с посадками вековых тополей и лип: