Суббота, 11.05.2024, 06:04
Главная Регистрация RSS
Приветствую Вас, Гость
Меню сайта
Категории раздела
Новости [165]
Всё о работе библиотеки
Анонс [219]
Объявления о мероприятиях
Прочитали и Вам советуем [50]
О нас пишут [3]
Стихи наших читателей и друзей библиотеки [4]
Мастер-класс:"Поделись умением своим" [231]
Поэт земли Рузской: Дмитриев Н.Ф. [16]
Проект: "Ночь в библиотеке" [40]
Проект: "Моя экскурсия" [12]
Проект:"Будем знакомы" [13]
Краеведение [19]
Литературная гостиная "СВЕТОЧЪ" [119]
Книжные выставки [6]
Клуб английского языка [11]
Проект:"Игротека в библиотеке" [112]
Проект"Игротека в библиотеке", Молодежный клуб "ЛиСа"
Проект "Активное долголетие" [137]
Молодежный клуб "ЛиСа" [27]
Громкие чтения [2]
Библионочи: 2023, 2022, 2020. [22]
К 75-летию Победы! [12]
Краеведение : Верея, Верейский уезд [5]
Деньбиблиотек2020 [18]
Интересные факты о библиотеках и библиотекарях [4]
#ЛетнийОнлайнЛагерь. [5]
Акция "Вспоминая любимые книги..." [7]
31 июля -День вспоминания любимых книг
В мире прекрасного [1]
О артистах театра и кино, художниках.
Галерея новинок [3]
Клуб книголюбов "Листайл" [20]
БИБЛИОКИНОЗАЛ [11]
Проект "Культура для школьников" [3]
Мини-чат
500
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 24
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Май 2020  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей

10:53
Первая женщина-библиотекарь на Руси - Ефросиния Полоцкая

Первая женщина-библиотекарь на Руси - Ефросиния Полоцкая 

Евфросиния Полоцкая (1102–1173) – выдающаяся просветительница периода Древней Руси.

Можно считать её создательницей первых школьных библиотек на Руси.

Родиной Евфросинии был город Полоцк - центр мощного княжества и один из древнейших городов восточных славян. Именно здесь выбрал себе в жены гордую Рогнеду киевский князь Владимир, с именем которого связано крещение Руси. Дед Евфросинии, князь Всеслав Брячиславич, построил в Полоцке кафедральный Софийский собор, о котором угюминается в "Слове о полку Игореве". Он же основал Пятницкую церковь и монастырь во имя святых русских князей-мучеников Бориса и Глеба. Его невестка, жена князя Романа Всеславича, после смерти мужа удалилась в этот монастырь и вскоре была поставлена в нем игуменьей. Из этой благочестивой семьи князей полоцких и происходит Евфросиния, родившаяся от князя Георгия Всеславича и жены его Софии (она появилась на свет между 1101 и 1108 гг.). Родители по обычаю то го времени дали своей дочери семейное языческое имя - Предслава. С детских лет она была "умна книжному писанию". Училась дома, при княжеском дворе, где имела широкий доступ к книгам. Кроме богослужебной и другой религиозной литературы Предслава могла читать популярные сборники афоризмов, знакомившие с античной историей. Княгиня училась и мастерству каллиграфа. От кормилицы, нянек, матери она слышала сказки, обрядовые песни, заговоры и заклятия. Предслава знала всех языческих богов. С самых ранних лет она поражала родителей и учителей прилежанием и сообразительностью, превзойдя в книжном учении своих братьев и сестер. Находя усладу и силу в чтении Священного Писания, княжна любила бывать в храме и большую часть времени проводила в молитве. Духовной красоте и совершенствам Предславы соответствовала ее необыкновенная привлекательность. "Бе бо лепа лицом", говорит о ней "Степенная книга". Слава о красоте и образованности Предславы стала распространяться по земле Полоцкой и в соседних княжествах. Едва княжна достигла двенадцати лет, как стали являться к ее родителям просители ее руки для себя или своих сыновей. Перед девушкой открывалась обычная для женщин ее круга судьба: рождение и воспитание детей, хозяйственные заботы, ожидание мужа из походов. Родители, выбрав самого достойного юношу, предлагали ей вступить с ним в брак. Но не земного жениха выбрала Предслава: всей душой она стремилась к небесному жениху - Христу. Тайно от всех она ушла из родного княжеского дома в Борисоглебский монастырь к своей тетке игуменье. Та старалась отговорить девушку от монашества, ссылаясь на ее юный возраст и возможный гнев отца, но Предслава добилась своего и под именем Евфросинии приняла постриг. Юная княжна с позволения полоцкого епископа Ильи поселилась в церкви Святой Софии в боковой комнатке - «голубнице», т. е. в чердачной пристройке, где имелось помещение для хранения книг. Свободное от молитвы время она проводила в переписывании рукописей. Часть переписанных Евфросинией книг продавалась богатым церквам и монастырям, а вырученные деньги по ее просьбе раздавали нуждающимся. Для бедных церквей она делала списки Евангелия бесплатно. Евфросиния писала стихи, переводила с греческого языка, а возможно, и с латинского, создавала молитвы, пополняла Полоцкую летопись. Княжна мечтала о том, чтобы перепиской книг в Полоцке занимались не единицы, а десятки грамотных людей. Мечта воплотилась в реальность после основания ею двух церквей - Св. Спаса и Пресвятой Богородицы. При церкви Св. Спаса Евфросиния основала женский монастырь, а при церкви Пресвятой Богородицы - мужской. При них работали школы, библиотеки, иконописные и ювелирные мастерские, богадельня. Действовали мастерские по переписке книг – скриптарии. Один мастер делал цветные буквицы, второй – миниатюры, третий – переплёты. Разделение труда не только значительно увеличивало число книг, но и повышало их художественный уровень. Книги расходились по всей Полоцкой земле, их читали, по ним учились дети. Её школы были передовыми для своего времени и по программе обучения, и по составу учеников, и по методам воспитания. Здесь обучались и сестры Евфросинии - Гордислава и Звенислава, которым после пострига в монахини дали имена Евдокия и Евпраксия. Высокообразованная игуменья расширила рамки существовавшей программы. Преподавали чтение, письмо, нотную грамоту, большое внимание уделялось истории. Большинство учеников были детьми простых горожан, и, благодаря педагогической деятельности Ефросиньи Полоцкой, значительная часть населения Полоцка была грамотной. Для тех времён, когда и в княжеском роду не все женщины получали образование, это была деятельность, достойная святой. На склоне лет Евфросиния приняла решение совершить паломничество в Иерусалим. С собой в дальнюю дорогу она взяла двоюродную сестру Евпраксию и брата Давида. Заболев в пути, княжна умерла (согласно ее Житию, это произошло 23 мая 1173 г.) и была погребена в иерусалимском монастыре Св. Феодосия. Мощи Евфросинии недолго оставались в Иерусалиме. Через 14 лет после ее кончины, в 1187 г, готовясь к штурму Иерусалима, султан Саладдин за выкуп позволил христианам покинуть город. Вместе с другими реликвиями православные монахи перевезли мощи Евфросинии с Ближнего Востока в Киев и перезахоронили в Киево-Печерской лавре. Еще в домонгольское время было написано "Житие Евфросинии Полоцкой". Полочане никогда не оставляли надежду на перенесение ее святых мощей из киевских пещер в Полоцк. Только в 1870 г. в ответ на неоднократные просьбы полоцкого епископа Саввы, было разрешено перенести из Киева часть мощей (а именно средний палец правой руки) в основанную Евфросинией Спасскую обитель в Полоцке. И лишь в 1910 г. в Полоцк торжественно доставили все останки просветительницы. Память о Евфросинии как о первой женщине - библиотекаре на Руси живет и в наши дни. Ведь в ее Житии говорится, что она - "небопарный орел, попаривший от запада и до востока, яко луча солнечная, просветивши всю землю...". #библиотекирузскогоокруга #рузскийгородскойокруг #Дорохово #Дороховскаясельскаябиблиотека Источник: https://rosuchebnik.ru/material/10-faktov-o-bibliotekakh/ Журнал "Библиотека", 2002, № 10, С.74-75

Категория: Интересные факты о библиотеках и библиотекарях | Просмотров: 569 | Добавил: Лана | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]