Четверг, 02.05.2024, 00:48
Главная Регистрация RSS
Приветствую Вас, Гость
Меню сайта
Категории раздела
Новости [163]
Всё о работе библиотеки
Анонс [219]
Объявления о мероприятиях
Прочитали и Вам советуем [50]
О нас пишут [3]
Стихи наших читателей и друзей библиотеки [4]
Мастер-класс:"Поделись умением своим" [230]
Поэт земли Рузской: Дмитриев Н.Ф. [16]
Проект: "Ночь в библиотеке" [40]
Проект: "Моя экскурсия" [12]
Проект:"Будем знакомы" [13]
Краеведение [19]
Литературная гостиная "СВЕТОЧЪ" [119]
Книжные выставки [6]
Клуб английского языка [11]
Проект:"Игротека в библиотеке" [111]
Проект"Игротека в библиотеке", Молодежный клуб "ЛиСа"
Проект "Активное долголетие" [137]
Молодежный клуб "ЛиСа" [27]
Громкие чтения [2]
Библионочи: 2023, 2022, 2020. [22]
К 75-летию Победы! [12]
Краеведение : Верея, Верейский уезд [5]
Деньбиблиотек2020 [18]
Интересные факты о библиотеках и библиотекарях [4]
#ЛетнийОнлайнЛагерь. [5]
Акция "Вспоминая любимые книги..." [7]
31 июля -День вспоминания любимых книг
В мире прекрасного [1]
О артистах театра и кино, художниках.
Галерея новинок [3]
Клуб книголюбов "Листайл" [20]
БИБЛИОКИНОЗАЛ [11]
Проект "Культура для школьников" [3]
Мини-чат
500
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 24
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Январь 2021  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей

12:35
10 января – День санок.

10 января – День санок. Если спросить, какое изобретение человека самое древнее, все, наверное, назовут колесо. А ведь древнее колеса – сани! Яркое зимнее солнце. По сверкающей ледяной глади Царскосельского пруда летят нарядные, изукрашенные цветной резьбой сани. За ними другие, третьи… Смех, звонкий, как кусочки прохладного синего льда, летит по воздуху. Раздуваются крепкие паруса саней. Это совершает прогулку молодая императрица Екатерина со своей свитой. Сани с парусом? Да, да, вы не ошиблись. В 18 веке такие сани были популярны, на них катались по крепкому льду озёр и прудов. Но самыми ходовыми были обычные двухполозные сани – единственное транспортное средство во всю долгую зиму. Впрочем, слово «сани» появилось в русском языке, а оттуда уже перекочевало в латышский, венгерский, румынский. Самой распространенной считается версия происхождения «саней» от слова «сань», что означало «змея». С этим пресмыкающимся сравнивали след от полозьев.

Сани были усовершенствованной версией волокуши — конструкции из двух жердей, соединенных между собой. Задние концы волочились по земле, а к передним привязывали животное: собаку, лошадь, быка, оленя. Такое средство передвижения использовали не только в северных широтах.
В Северной Европе и Скандинавии в XVII веке появились сани с парусом. С их помощью можно было передвигаться по замерзшим озерам и каналам. Например, по Гранд-каналу в Версале, который с наступлением холодов превращался в каток.

На Руси сани считались даже более престижным средством передвижения, чем колесные повозки. Вплоть до начала XVIII века на особенно торжественные мероприятия знать и высшие духовные лица выезжали на санях даже летом.

Конструкция саней с годами улучшилась: из перекрещенных жердей сани превратились в ладью с загнутыми полозьями. В них обычно запрягали одну лошадь, верхом на которой ехал кучер. По саням можно было определить степень знатности их владельца. Богаче всего, конечно, украшали царские. В сани, в которых выезжал государь Алексей Михайлович и которые обычно предназначались для одного человека, могли поместиться стоя двое бояр на запятках и два стольника (придворные из дворян) у ног царя, сидевшие на специальных уступках.

Каких только разновидностей саней не создано за историю человечества! Тобогган – сани без полозьев. Нарты – сани с полозьями. Были даже жилища на нартах – «нартяной чум». Легкий каркас устанавливался на полозьях, а сверху обтягивался шкурами и парусиной. В таком жилище делали окна, а внутри устанавливали печку. Сани «богдыхана Поднебесной империи», как именовал себя китайский император, были закрытыми, а тащили их восемь слуг, обутых в башмаки с длинными гвоздями на подошвах. В начале ХХ века начались попытки создания саней с механическим двигателем. Первую конструкцию таких саней придумал русский инженер А.С. Кузин в 1908 году. Его модель, снабженная авиационным двигателем, который вращал винт, установленный в трубе, развивал скорость до 70 км в час. С этого времени появилось множество всевозможных конструкций аэросаней, над которыми работали известные ученые и конструкторы. В 60-е годы создатель знаменитых пассажирских самолетов ТУ А.Н. Туполев придумал сани-амфибию на 6 человек. В таких санях можно ездить по льду рек: если он проломится, сани будут плавать. У любых саней две основные части: полозья и сиденье, жестко скрепленные между собой. Кажется, трудно изобрести что-то новое.

 Но вот появилась идея сделать это соединение не жестким, а упругим. Дуговая перемычка соединяет полозья с сидением – она выполнена из листовой стали. Стоит привстать – санки подпрыгнут, кататься на них не только весело, но и удобно. Еще изобретены сани с рулевым управлением – их поворотом можно управлять, выдвигая вперед то левый, то правый полоз. Не так давно в Германии придумали санки «юмбо» – это надувная подушка из прочного, но очень легкого синтетического материала. Санки устойчивы и скользят по любому снегу. Эти «пневмосанки» смягчают удары во время быстрой езды и столкновений с каким-либо предметом, а еще не дают маленьким ездокам замерзнуть. В сложенном виде сани вместе с насосом легко помещаются в небольшой сумке. Есть санки на лыжах – с сиденьем, тормозом, рулем и тремя полозьями. Есть санки на роликах – когда нет снега переднюю часть санок приподнимают на веревке, и они катятся на колесиках. Популярность саней настолько велика, что они включены в программу зимних Олимпийских игр. Большая скорость, развиваемая на санях, требует от спортсменов высокого искусства в управлении, а также мужества, смелости и находчивости. Может быть, и среди вас есть будущий чемпион. А пока блестит за окнами январский снежок, потренируйте свою смелость и находчивость на самых простых снежных горках.

 

Просмотров: 333 | Добавил: Лана | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]