- Интересные факты о писателях и поэтах, о литературе и чтении
- 2013 Ноябрь
- 2014 Март
- 2014 Апрель
- 2014 Май
- 2014 Июнь
- 2014 Июль
- 2014 Октябрь
- 2014 Ноябрь
- 2015 Март
- 2015 Апрель
- 2015 Май
- 2015 Июнь
- 2015 Июль
- 2015 Сентябрь
- 2015 Октябрь
- 2015 Ноябрь
- 2015 Декабрь
- 2016 Январь
- 2016 Февраль
- 2016 Март
- 2016 Апрель
- 2016 Май
- 2016 Июнь
- 2016 Июль
- 2016 Август
- 2016 Сентябрь
- 2016 Октябрь
- 2016 Ноябрь
- 2016 Декабрь
- 2017 Январь
- 2017 Февраль
- 2017 Март
- 2017 Апрель
- 2017 Май
- 2017 Июнь
- 2017 Июль
- 2017 Август
- 2017 Сентябрь
- 2017 Октябрь
- 2017 Ноябрь
- 2017 Декабрь
- 2018 Январь
- 2018 Февраль
- 2018 Март
- 2018 Апрель
- 2018 Май
- 2018 Июнь
- 2018 Июль
- 2018 Август
- 2018 Сентябрь
- 2018 Октябрь
- 2018 Ноябрь
- 2018 Декабрь
- 2019 Январь
- 2019 Февраль
- 2019 Март
- 2019 Апрель
- 2019 Май
- 2019 Июнь
- 2019 Июль
- 2019 Август
- 2019 Сентябрь
- 2019 Октябрь
- 2019 Ноябрь
- 2019 Декабрь
- 2020 Январь
- 2020 Февраль
- 2020 Март
- 2020 Апрель
- 2020 Май
- 2020 Июнь
- 2020 Июль
- 2020 Август
- 2020 Сентябрь
- 2020 Октябрь
- 2020 Ноябрь
- 2020 Декабрь
- 2021 Январь
- 2021 Февраль
- 2021 Март
- 2021 Апрель
- 2021 Май
- 2021 Июнь
- 2021 Июль
- 2021 Август
- 2021 Сентябрь
- 2021 Октябрь
- 2021 Ноябрь
- 2021 Декабрь
- 2022 Январь
- 2022 Февраль
- 2022 Апрель
- 2022 Май
- 2022 Июнь
- 2022 Июль
- 2022 Август
- 2022 Сентябрь
- 2022 Октябрь
- 2022 Ноябрь
- 2022 Декабрь
- 2023 Январь
- 2023 Февраль
- 2023 Март
- 2023 Апрель
- 2023 Май
- 2023 Июнь
- 2023 Июль
- 2023 Август
- 2023 Сентябрь
- 2023 Октябрь
- 2023 Ноябрь
- 2023 Декабрь
- 2024 Январь
- 2024 Февраль
- 2024 Март
- 2024 Апрель
- 2024 Май
- 2024 Июнь
- 2024 Август
- 2024 Сентябрь
- 2024 Октябрь
- 2024 Ноябрь
10:53 Первая женщина-библиотекарь на Руси - Ефросиния Полоцкая |
Первая женщина-библиотекарь на Руси - Ефросиния Полоцкая Евфросиния Полоцкая (1102–1173) – выдающаяся просветительница периода Древней Руси. Можно считать её создательницей первых школьных библиотек на Руси. Родиной Евфросинии был город Полоцк - центр мощного княжества и один из древнейших городов восточных славян. Именно здесь выбрал себе в жены гордую Рогнеду киевский князь Владимир, с именем которого связано крещение Руси. Дед Евфросинии, князь Всеслав Брячиславич, построил в Полоцке кафедральный Софийский собор, о котором угюминается в "Слове о полку Игореве". Он же основал Пятницкую церковь и монастырь во имя святых русских князей-мучеников Бориса и Глеба. Его невестка, жена князя Романа Всеславича, после смерти мужа удалилась в этот монастырь и вскоре была поставлена в нем игуменьей. Из этой благочестивой семьи князей полоцких и происходит Евфросиния, родившаяся от князя Георгия Всеславича и жены его Софии (она появилась на свет между 1101 и 1108 гг.). Родители по обычаю то го времени дали своей дочери семейное языческое имя - Предслава. С детских лет она была "умна книжному писанию". Училась дома, при княжеском дворе, где имела широкий доступ к книгам. Кроме богослужебной и другой религиозной литературы Предслава могла читать популярные сборники афоризмов, знакомившие с античной историей. Княгиня училась и мастерству каллиграфа. От кормилицы, нянек, матери она слышала сказки, обрядовые песни, заговоры и заклятия. Предслава знала всех языческих богов. С самых ранних лет она поражала родителей и учителей прилежанием и сообразительностью, превзойдя в книжном учении своих братьев и сестер. Находя усладу и силу в чтении Священного Писания, княжна любила бывать в храме и большую часть времени проводила в молитве. Духовной красоте и совершенствам Предславы соответствовала ее необыкновенная привлекательность. "Бе бо лепа лицом", говорит о ней "Степенная книга". Слава о красоте и образованности Предславы стала распространяться по земле Полоцкой и в соседних княжествах. Едва княжна достигла двенадцати лет, как стали являться к ее родителям просители ее руки для себя или своих сыновей. Перед девушкой открывалась обычная для женщин ее круга судьба: рождение и воспитание детей, хозяйственные заботы, ожидание мужа из походов. Родители, выбрав самого достойного юношу, предлагали ей вступить с ним в брак. Но не земного жениха выбрала Предслава: всей душой она стремилась к небесному жениху - Христу. Тайно от всех она ушла из родного княжеского дома в Борисоглебский монастырь к своей тетке игуменье. Та старалась отговорить девушку от монашества, ссылаясь на ее юный возраст и возможный гнев отца, но Предслава добилась своего и под именем Евфросинии приняла постриг. Юная княжна с позволения полоцкого епископа Ильи поселилась в церкви Святой Софии в боковой комнатке - «голубнице», т. е. в чердачной пристройке, где имелось помещение для хранения книг. Свободное от молитвы время она проводила в переписывании рукописей. Часть переписанных Евфросинией книг продавалась богатым церквам и монастырям, а вырученные деньги по ее просьбе раздавали нуждающимся. Для бедных церквей она делала списки Евангелия бесплатно. Евфросиния писала стихи, переводила с греческого языка, а возможно, и с латинского, создавала молитвы, пополняла Полоцкую летопись. Княжна мечтала о том, чтобы перепиской книг в Полоцке занимались не единицы, а десятки грамотных людей. Мечта воплотилась в реальность после основания ею двух церквей - Св. Спаса и Пресвятой Богородицы. При церкви Св. Спаса Евфросиния основала женский монастырь, а при церкви Пресвятой Богородицы - мужской. При них работали школы, библиотеки, иконописные и ювелирные мастерские, богадельня. Действовали мастерские по переписке книг – скриптарии. Один мастер делал цветные буквицы, второй – миниатюры, третий – переплёты. Разделение труда не только значительно увеличивало число книг, но и повышало их художественный уровень. Книги расходились по всей Полоцкой земле, их читали, по ним учились дети. Её школы были передовыми для своего времени и по программе обучения, и по составу учеников, и по методам воспитания. Здесь обучались и сестры Евфросинии - Гордислава и Звенислава, которым после пострига в монахини дали имена Евдокия и Евпраксия. Высокообразованная игуменья расширила рамки существовавшей программы. Преподавали чтение, письмо, нотную грамоту, большое внимание уделялось истории. Большинство учеников были детьми простых горожан, и, благодаря педагогической деятельности Ефросиньи Полоцкой, значительная часть населения Полоцка была грамотной. Для тех времён, когда и в княжеском роду не все женщины получали образование, это была деятельность, достойная святой. На склоне лет Евфросиния приняла решение совершить паломничество в Иерусалим. С собой в дальнюю дорогу она взяла двоюродную сестру Евпраксию и брата Давида. Заболев в пути, княжна умерла (согласно ее Житию, это произошло 23 мая 1173 г.) и была погребена в иерусалимском монастыре Св. Феодосия. Мощи Евфросинии недолго оставались в Иерусалиме. Через 14 лет после ее кончины, в 1187 г, готовясь к штурму Иерусалима, султан Саладдин за выкуп позволил христианам покинуть город. Вместе с другими реликвиями православные монахи перевезли мощи Евфросинии с Ближнего Востока в Киев и перезахоронили в Киево-Печерской лавре. Еще в домонгольское время было написано "Житие Евфросинии Полоцкой". Полочане никогда не оставляли надежду на перенесение ее святых мощей из киевских пещер в Полоцк. Только в 1870 г. в ответ на неоднократные просьбы полоцкого епископа Саввы, было разрешено перенести из Киева часть мощей (а именно средний палец правой руки) в основанную Евфросинией Спасскую обитель в Полоцке. И лишь в 1910 г. в Полоцк торжественно доставили все останки просветительницы. Память о Евфросинии как о первой женщине - библиотекаре на Руси живет и в наши дни. Ведь в ее Житии говорится, что она - "небопарный орел, попаривший от запада и до востока, яко луча солнечная, просветивши всю землю...". #библиотекирузскогоокруга #рузскийгородскойокруг #Дорохово #Дороховскаясельскаябиблиотека Источник: https://rosuchebnik.ru/material/10-faktov-o-bibliotekakh/ Журнал "Библиотека", 2002, № 10, С.74-75 |
|
Всего комментариев: 0 | |